Знания, умения, навыки детей к концу года
Физическое воспитание
• Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
• Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега —
180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
• Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
• Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
• Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
• Сохранять правильную осанку.
• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Экологическое воспитание
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш¬ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет, серебро, алюминий, железо, дерево, искусственные материалы.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Иметь представления об истории создания предметов.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности — защищать Родину.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Развитие речи
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. -
• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
• Употреблять СИНОНИМЫ, антонимы, сложные предложения разных видов.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить В предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собе¬седников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не по¬вышая голоса.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Формирование элементарных математических представлений
• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в преде¬лах 20).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
• Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
• Измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объемов жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
• Распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить их сравнение.
• Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
• Сравнивать предметы по форме.
• Узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).
Художественная литература
• Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
• Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
• Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
• Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
Художественно-эстетическое развитие
• Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
• Называть основные выразительные средства.
• Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании
• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоратив¬ные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
• Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке
• Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
• Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
• Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации
• Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
• Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Конструирование
• Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
• Создавать различные конструкции предмет, в соответствии с его назначением.
• Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Ручной труд
• Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
• Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.
• Изготовлять объемные игрушки.
• Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу, шить швом «вперед иголку»).
Музыкальное воспитание
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
• Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие на¬званию пьесы, узнавать характерные образы.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразитель¬но и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
• Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
• Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
• Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Игровая деятельность
• Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
• Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
• Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
• Моделировать предметно-игровую среду.
• В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
• Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
• В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.
• Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
• Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
• Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега —
180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
• Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
• Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
• Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
• Сохранять правильную осанку.
• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Экологическое воспитание
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш¬ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет, серебро, алюминий, железо, дерево, искусственные материалы.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Иметь представления об истории создания предметов.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности — защищать Родину.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Развитие речи
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. -
• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
• Употреблять СИНОНИМЫ, антонимы, сложные предложения разных видов.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить В предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собе¬седников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не по¬вышая голоса.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Формирование элементарных математических представлений
• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в преде¬лах 20).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
• Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
• Измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объемов жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
• Распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить их сравнение.
• Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
• Сравнивать предметы по форме.
• Узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).
Художественная литература
• Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
• Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
• Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
• Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
Художественно-эстетическое развитие
• Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
• Называть основные выразительные средства.
• Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании
• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоратив¬ные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
• Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке
• Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
• Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
• Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации
• Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
• Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Конструирование
• Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
• Создавать различные конструкции предмет, в соответствии с его назначением.
• Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Ручной труд
• Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
• Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.
• Изготовлять объемные игрушки.
• Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу, шить швом «вперед иголку»).
Музыкальное воспитание
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
• Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие на¬званию пьесы, узнавать характерные образы.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразитель¬но и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
• Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
• Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
• Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Игровая деятельность
• Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
• Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
• Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
• Моделировать предметно-игровую среду.
• В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
• Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
• В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.
• Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.