Знания, умения, навыки детей к концу года
Физическое воспитание • Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). • Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами. • Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча. • Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения. • Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. • Сохранять правильную осанку. • Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Экологическое воспитание • Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш¬ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет, серебро, алюминий, железо, дерево, искусственные материалы. • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия). • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. • Иметь представления об истории создания предметов. • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. • Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России. • Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности — защищать Родину. • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках. • Иметь первичные представления о школе, библиотеке. • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. • Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Развитие речи • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении. • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. - • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости. • Употреблять СИНОНИМЫ, антонимы, сложные предложения разных видов. • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить В предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собе¬седников рассказывать о факте, событии, явлении. • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не по¬вышая голоса. • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произве¬дения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Формирование элементарных математических представлений • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям. • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в преде¬лах 20). • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =). • Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения. • Измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объемов жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей. • Распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить их сравнение. • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие. • Сравнивать предметы по форме. • Узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира. • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).
Художественная литература • Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»). • Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки. • Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг. • Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
Художественно-эстетическое развитие • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. • Называть основные выразительные средства. • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде. В рисовании • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоратив¬ные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения. В лепке • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений. • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа. • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации • Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания. • Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Конструирование • Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения. • Создавать различные конструкции предмет, в соответствии с его назначением. • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Ручной труд • Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. • Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек. • Изготовлять объемные игрушки. • Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу, шить швом «вперед иголку»).
Музыкальное воспитание • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ. • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется. • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев). • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения. • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы. • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие на¬званию пьесы, узнавать характерные образы. • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках. • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразитель¬но и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом. • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание. • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий. • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами). • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Игровая деятельность • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр. • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. • Находить новую трактовку роли и исполнять ее. • Моделировать предметно-игровую среду. • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами. • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. • В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения. • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
|