Надо
ли отдавать малыша в детский сад? И если да, то в каком возрасте?
А если нет, то сможет ли он научиться общаться с другими детьми?
Очевидные плюсы детского сада состоят в том, что ребёнок сможет
общаться и играть со своими ровесниками, мама получит возможность
выйти на работу, малыш будет участвовать в развивающих занятиях
и, помимо этого, приобретёт определённую бытовую самостоятельность
(научится сам полностью одеваться, привыкнет самостоятельно есть
и так далее).
Но у детского сада, по крайней мере типичного, есть и очень серьёзные
минусы.
Во-первых, многие дети, проводя большую часть
дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной
незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился
общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы
постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении
детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы
хорошими они ни были, не могут любить всех.
Во-вторых, довольно многие дети психологически
переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем,
чем хочется. А в результате они "устают" от детского
сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть.
В-третьих, в "среднем" детском саду
малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми
- а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это
удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако,
если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится
сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.
Поэтому, когда он подрастёт, немного окрепнет и перестанет быть
"послушным малышом" (нередко это происходит уже в начальной
школе), вам гарантированы конфликты с ребёнком, его непослушание
и отчуждённость.
В-четвёртых, в детском саду ребёнок обычно
привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми.
Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии
организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые
ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более
общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.
Конечно, подобные отношения в обыденной жизни - не редкость, и можно
сказать, что "всё равно он с этим столкнётся, так что пусть
привыкает сразу". Однако именно с этой ситуацией ребёнку лучше
столкнуться позже (например, в школе). Дело в том, что в семь-восемь
лет ребёнок уже может относиться к поведению разных людей более
осознанно и не перенимать негативные способы общения, а учиться
отвечать на них конструктивно (если, конечно, вы будете обсуждать
с ним разные ситуации общения с другими детьми и делиться своим
жизненным опытом). А в три-пять лет малыш обычно либо перенимает
эти способы поведения, либо привыкает подчиняться более активным
и агрессивным детям. Так что в детсадовских
группах нередко складывается "естественная иерархия" детей
по степени наглости и напористости. И если ваш ребёнок не слишком
напорист, достаточно велика вероятность того, что дети, обладающие
этим свойством в избытке, будут подчинять его и он привыкнет быть
неуверенным в себе аутсайдером. Не столь напористые, но более общительные
дети часто подстраиваются под взрослого и могут становиться своеобразными
"шестёрками", доносящими на других детей и помогающими
их наказывать. Одни привыкают быть любимчиками, другие - изгоями,
и ни то, ни другое не способствует нормальному личностному развитию
детей.
Наконец, в-пятых, когда приходит время всевозможных
обязательных развивающих занятий, у многих детей - прежде всего
у тех, кто справляется с заданиями хуже других, - начинает складываться
активное нежелание учиться.
Так что же делать?
Детям надо общаться со сверстниками - безусловно. Но им надо учиться
общаться по-человечески, а для этого необходимо, чтобы взрослый
в одних ситуациях организовывал их общение и совместную игру, а
в других - не вмешивался бы в игру, пока всё идёт хорошо, но помогал
бы разрешать споры и конфликты. В таком случае не должно быть слишком
много детей на одного взрослого, не больше пяти-шести. Причём чем
младше дети, тем меньше их должно приходиться на одного взрослого.
И ещё - общение не должно быть вынужденным и чрезмерным.
Вообще, утверждение, что если ребёнок ходит в детский сад и "растёт
в коллективе", то он научится хорошо общаться, - это очень
распространённая иллюзия. Что значит "хорошо общаться"?
Это значит освоить эффективные стратегии взаимодействия с другими
людьми, т.е. научиться знакомиться, вступать в контакт, договариваться,
высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию и так далее. Однако
сам по себе детский коллектив, без вмешательства взрослых, всему
этому не учит. Ребёнок, который очутился в коллективе и не имеет
возможности его покинуть, вынужден так или иначе приспосабливаться
к существующим в данном коллективе отношениям и нормам взаимодействия,
находить в нём свою "нишу".
Как отметить Новый год с ребенком
младше года? Советы. Мнения. Форум
У одного ребёнка это может привести к закреплению агрессивно-напористых
форм поведения и неумению уступать, из-за чего впоследствии с ним
не будут дружить. У другого, наоборот, к закреплению робости, застенчивости
и готовности подчиняться чужой воле. У третьего - к формированию
привычки отгораживаться от окружающих и прятаться в мире грёз и
фантазий. При стихийном складывании отношений между детьми в детском
саду нередко возникает "естественная" групповая иерархия,
и не слишком напористые и общительные дети очень часто оказываются
в самом её низу (Примечание: если аналогичная ситуация возникает
в более старшем возрасте, например в школе, многие из них смогут
поддерживать свой статус иным способом - с помощью интеллекта.).
Низкий статус в групповой иерархии выражается в том, что другие
дети не считаются с ребёнком и относятся к нему пренебрежительно:
толкают его, отбирают игрушки, не выполняют его просьбы, не обращают
на него внимания. Но у любого ребёнка есть потребность в признании
и уважении. И пренебрежение со стороны сверстников, в сочетании
с потребностью в признании, может привести либо к замкнутости и
уходу в мир воображения, либо к подспудной агрессивности и тихой
"вредности" ("Я вам покажу!"). А может привести
к компенсаторному вранью и выдаванию желаемого за действительное
("А у меня есть торт с живыми куклами, которые двигаются и
разговаривают!"), с целью произвести впечатление и повысить
свой статус, или даже к клептомании как "инстинктивному"
воровству (Примечание: этологи описали инстинктивную программу воровства
у приматов, обладающих низким статусом в группе (см.: Дольник В.Р.
Вышли мы все из природы), так что клептомания, как бессмысленное
зачастую воровство, вполне может быть проявлением этой же программы
у человека.). При этом ребёнок сам не понимает и не может объяснить,
зачем он сочиняет, вредничает или ворует.
Конечно, большинство детей со временем адаптируется к детскому саду.
Но адаптация - это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной
вариант - совладание с ситуацией. И если адаптация - это приспособление
себя под требования ситуации, то совладание - это такое освоение
ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные
задачи, а не просто подстраиваться под окружение. Но для
того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения,
а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения,
взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно
себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной
или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать
задиристого и так далее. "Адаптированные" же к детскому
саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо
более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке.
И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем
возрасте овладевать более зрелыми способами общения.
Так что проблема, встающая перед родителями,
состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю
атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности
ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт
близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных
социальных ситуациях.
Проблема эта не имеет универсального решения "для всех".
И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка,
из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые
вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта - сидеть до
школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет
отводить малыша на целый день в детский сад - чреваты серьёзными
осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать
к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной
жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В
другом - ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью
и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не
научиться строить более конструктивные - прежде всего дружеские
- отношения со сверстниками.
Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные
варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или
пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит
туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня).
Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством
детей в группе (не более 6-7 на одного воспитателя). Наконец, если
у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы
можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по
крайней мере с четырёх-пяти лет, им стоит ходить в различные кружки,
детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться
и со взрослыми, и с другими детьми.
В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного-двух
часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный
для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то
введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих
мам. Автор: Eкатерина Пaтяeва